Теоритические основы, связанные с инвестиционным проектом
Состав, структура и детализация определяются целями, требованиями заказчика и иными аспектами.
Факторы, влияющие на отбор проектов:
- размер предприятия;
- отраслевая принадлежность;
- степень специализации и кооперирования;
- наличие социальной инфраструктуры;
- форма собственности;
- взаимоотношения с местными органами власти;
Существуют разные подходы к определению инвестиционного проекта. В основном под ним понимают или некоторую совокупность документов описывающих некую предметную область для вложения ресурсов и получения каких-либо результатов или программу (план) мероприятий по осуществлению инвестиционной деятельности.
В принципе проект можно рассматривать как статическую, так и динамическую структуру. С точки зрения статического взгляда проект действительно представляет собой некую идею, оформленную в виде одного или ряда документов, описывающих план его реализации, обоснование необходимости реализации, юридические, маркетинговые, производственные и прочие аспекты. С точки зрения динамической структуры инвестиционные проект представляет собой процесс по осуществлению, описанной в документах, идеи.
При этом инвестиционный проект не является жесткой структурой. Его структура может изменяться в зависимости от поставленных целей, на которые они направлены. И он проходит ряд этапов и стадий, которые могут как присутствовать, так и отсуствовать при рассмотрении того или иного проекта.
Этапы инвестиционного проекта:
- изучение рынка;
- определение цели создания предприятия;
- изучение конкурентов;
- установление объема производства;
- организация конструирования изделий;
- разработка технологии производства;
- определение потребности в оборудовании;
- создание производственной структуры, что означает организацию производства в пространстве;
- организация производственного процесса с минимальной длительностью изготовления изделий, что означает организацию производства во времени;
- организация снабжения всех производственных звеньев всем необходимым;
- организация приемки и реализации готовой продукции;
- обеспечение условий для наиболее высокой производительности труда, лучшего использования средств производства;
- обеспечение своевременного обновления продукции и освоение ее производства;
- определение степени и форм специализации и кооперирования и др.
Также можно выделить и такие этапы проекта:
- Оценку проекта:
- Определение конкретного направления деятельности;
- Определение целей фирмы, пути их достижения;
- Определение целевых рынков;
- Определение состава товаров и услуг и их характеристики;
- Определение затрат;
- Определение организационной структуры, кадров ей соответствующей;
- Определение маркетинговых мероприятий – реклама, каналы сбыта, цены, стимулирование продаж;
- Определить состояние предприятия;
- Осуществление проекта:
- Составление бюджета;
- Планирование ;
- Подготовку контрактов;
- Заключение контрактов;
- Контроль за осуществлением;
- Гарантийное обслуживание;
- Послегарантийное обслуживание;
При осуществлении проекта можно добавить мониторинг рисков как дополнительный этап.
Инвестиционный проект проходит следующие стадии:
- появление идеи;
- составление бизнес-плана;
- разработка плана по осуществлению;
- создание юридического лица;
- поиск помещения, проектирование (перепроектирование), ремонт/реконструкция, получение разрешительной документации;
- заключение договоров на оборудование и материалы;
- поставка и монтаж оборудования;
- разработка/адаптация стандартов;
- подбор и обучение персонала;
- запуск проекта;
- постинвестиционный контроль и сопровождение;
Формирование идеи для проекта может включать следующие источники:
- Собственные исследования или озарения;
- Отзывы потребителей, друзей, родственников;
- Различные публикации;
- Продукция конкурентов;
- Мнение работников сбыта;
- Архив патентного бюро;
- Исследовательские лаборатории, университеты и собственные разработки;
Инвестиционный проект включает в себя следующие фазы:
- Прединвестиционная фаза;
- Инвестиционная фаза;
- Эксплуатационная фаза;
Первая фаза предполагает создание набора документов по обоснованию и плану реализации проекта. Здесь определяются заинтересованные лица и соответствие проекта их целям. Также предусматривается поиск инвесторов.
На этой стадии можно выделить следующие виды анализа инвестиционного проекта:
- Анализ жизнеспособности и важности проекта;
- Анализ коммерческой эффективности проекта;
- Анализ общественной полезности проекта;
- Анализ инвестиционной привлекательности страны;
- Анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
- Анализ инвестиционной привлекательности региона;
- Анализ инвестиционной привлекательности предприятия;
- Анализ региональной (народно-хозяйственной) эффективности проекта;
- Анализ отраслевой эффективности проекта;
- Анализ бюджетной эффективности проекта;
- Анализ эффективности участия в проекте для различных предприятий и их акционеров;
- Анализ экологической эффективности проекта;
- Анализ социальной эффективности проекта;
Инвестиционная фаза включает в себя период времени во время, которого происходит закупка оборудования и его монтаж, необходимое строительство, набор и обучение персонала, приобретение технологий, земельного участка и пр. То есть осуществляется полный цикл работ для запуска проекта в эксплуатацию. Соответственно здесь производятся вложения в той или иной форме.
В общем случае к источникам финансирования можно отнести:
- Прибыль;
- Амортизационные отчисления;
- Денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
- Страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и пр.;
- Банковские и бюджетные кредиты;
- Облигационные займы;
- Средства от продажи акций;
- Паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
- Денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
- Бюджетные инвестиционные ассигнования;
- Внебюджетные фонды;
- Иностранные инвестиции;
Доступные средства инвестора:
- Финансовые резервы;
- Собственные ресурсы:
- Денежные средства;
- Целевые банковские средства;
- Паи, акции и другие ценные бумаги;
- Технологии;
- Машины и оборудование;
- Лицензии, в том числе товарные знаки;
- Кредиты;
- Любое другое имущество или имущественные права;
- Интеллектуальные ценности;
- Привлеченные средства;
- Заемные средства 3-х лиц;
- Средства кредитных учреждений;
- Целевые финансовые поступления;
Третья фаза – эксплуатационная, направленная непосредственно на получение результата инвестиционного проекта.
Инвестиционные проекты достаточно разнообразны по своей сути, анализируя источники литературы можно получить такую классификацию:
- по отношению друг к другу:
- независимые;
- альтернативные (взаимоисключающие);
- взаимодополняющие;
- по срокам реализации (создания и функционирования):
- краткосрочные (до 3 лет);
- среднесрочные (3-5 лет);
- долгосрочные (более 5 лет);
- по масштабам проекта:
- глобальные (инвестиционные проекты, как правило, затрагивающие несколько стран-участниц);
- мегапроекты (целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечным продуктом проектов);
- крупномасштабные (инвестиционные проекты, затрагивающие отдельные отрасли, регионы);
- средние (проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции);
- локальные (малые) (инвестиционные проекты, действие которых по существу ограничивается рамками фирмы, реализующей проект);
- по основной направленности проекта:
- коммерческие;
- социальные;
- экологические;
- предназначение проекта (по целям):
- повышение эффективности;
- расширение производства;
- создание нового производства;
- реконсрукция основных фондов;
- техническое перевооружение;
- поддержание мощности действующего предприятия;
- выход на новые рынки;
- рзработка новых технологий;
- решение социальных задач;
- исполнение требований законодательства;
- тип предлагаемого эффекта:
- сокращение затрат;
- получение доходов;
- снижение риска производства и сбыта;
- политико-экономический эффект;
- социальный эффект;
- тип денежного потока:
- ординарный;
- неординарный.
Если исходить из представленной классификации, то становится видно, что моделирование проекта в значительной мере будут варьироваться в зависимости от целей, масштабности, основной направленности и прочих параметров. Вследствие этого структура инвестиционного проекта требует согласования в зависимости от этих параметров. Хотя в практике и теории присутствует некоторая структура, которая позволяет оценить большинство проектов. Примером может выступать методика ЮНИДО. Также у предприятия могут быть свои внутренние стандарты отчетности и структуры по проектам.
Дополнительными аспектами оценки инвестиционного проекта выступают такие вещи как инвестиционная привлекательность, оценка на предприятии с проектом и без проекта (то есть оценивается влияние проекта на предприятие).
Инвестиционная привлекательность подразумевает получение некоторого набора критериев и их значений, характеризующих инвестиционный проект (что в некоторой степени предполагает его описание) и принятия решения о его осуществлении. В источниках, рассматриваемых инвестиционную привлекательность проекта, акцент делается на ряде показателей финансового анализа. Ориентация только на показатели финансового анализа не является полностью корректной. Так как при приобретении предприятий любой инвестор ориентируется на достижение своих стратегических целей, что предусматривает достаточно большого количества аспектов, где финансовый анализ является одним из элементов, на основании которых разрабатываются сценарии его дальнейшего функционирования. При этом учет только финансового анализа выдает лишь часть данных для описания инвестиционных проектов и предприятия как одной из его форм.
Подход, связанный оценкой состояния предприятия с проектом и без проекта, предполагает сопоставление стартового (исходного) состояния предприятия и того состояния, в которое оно перейдет после реализации инвестиционного проекта. То есть, производится анализ влияния проекта на состояние показателей деятельности предприятия.
Также выделяют подход, который предполагает просто оценку инвестиционного проекта, без привязки к показателям предприятия. В данном случае привязка к предприятию может быть выражена только в том смысле, что производится на основе выделенных организацией ресурсов.