Представляющей собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке - построение по доле рынка предприятия. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: занимаемой доли рынка и динамики доли рынка. Распределение доли рынка позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий:
При всей важности показателя доли рынка необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанное с ним изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенденции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли. По ее динамике целесообразно выделить типичные конкурентные позиции предприятия:
Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики доли рынка предприятий (табл. ниже). Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятия, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия первой группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).
При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов к услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.
Темпы роста доли рынка
| Конкурентная позиция предприятия | Доля рынка | |||
| Лидеры рынка | Предприятия с сильной конкурентной позицией | Предприятия со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка | |
| Быстро улучшающаяся | ||||
| Улучшающаяся | ||||
| Ухудшающаяся | ||||
| Быстро ухудшающаяся | ||||
Этот аспект можно представить ввиде следующих таблиц.
| № предприятия | Объем реализации продукции | |
| 2012 год | 2013 год | |
Вспомогательные расчетная таблица
| № предприятия | Объемы реализации продукции | Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. | Темп роста рыночной доли,% | ||
| 2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | ||
Темп роста рыночной доли = рыночная доля фирмы 2013 / рыночная доля фирмы 2012
Также здесь определяем границы групп фирм по рыночной доле, с рассчетом среднеарифметической рыночной доли для всех фирм. И распределяем фирмы по характеристикам - слабые и сильные фирмы. Также делаем расчеты по среднеарифметической рыночной доли дл соабых и сильных фирм по отдельности.
Далее определяем границы групп фирм по темпу роста рыночной доли. Делаем расчет по лидерам и аутсайдерам рынка по среднему темпу роста рыночной доли.
Строим конкурентную карту по строкам – темпы роста рыночной доли, по столбцам – рыночная доля
Конкурентная карта рынка
| Классификация по темпу роста рыночной доли, Т | Классификация по рыночной доле фирмы, Р | |||
| I Лидеры | II Сильная конкурентная позиция | III Слабая конкурентная позиция | IV Аутсайдеры | |
| I.Быстрое улучшение конкурентной позиции | ||||
| II.Улучшение конкурентной позиции | ||||
III.Ухудшение конкурентной позиции |
||||
IV.Быстрое ухудшение конкурентной позиции |
||||