Логотип
Хижина
Летучего
Мыша
  Вход

  Регистрация

Построение конкурентной карты рынка

Представляющей собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке - построение по доле рынка предприятия. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: занимаемой доли рынка и динамики доли рынка. Распределение доли рынка позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий:

При всей важности показателя доли рынка необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанное с ним изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенденции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли. По ее динамике целесообразно выделить типичные конкурентные позиции предприятия:

Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики доли рынка предприятий (табл. ниже). Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятия, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия первой группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).

При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов к услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.

Темпы роста доли рынка

Конкурентная позиция предприятия Доля рынка
Лидеры рынка Предприятия с сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры рынка
Быстро улучшающаяся        
Улучшающаяся        
Ухудшающаяся        
Быстро ухудшающаяся        

Построение конкурентной карты рынка

Этот аспект можно представить ввиде следующих таблиц.

№ предприятия Объем реализации продукции
2012 год 2013 год
     
     

Вспомогательные расчетная таблица

№ предприятия Объемы реализации продукции Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. Темп роста рыночной доли,%
2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
           
           

Темп роста рыночной доли = рыночная доля фирмы 2013 / рыночная доля фирмы 2012

Также здесь определяем границы групп фирм по рыночной доле, с рассчетом среднеарифметической рыночной доли для всех фирм. И распределяем фирмы по характеристикам - слабые и сильные фирмы. Также делаем расчеты по среднеарифметической рыночной доли дл соабых и сильных фирм по отдельности.

Далее определяем границы групп фирм по темпу роста рыночной доли. Делаем расчет по лидерам и аутсайдерам рынка по среднему темпу роста рыночной доли.

Строим конкурентную карту по строкам – темпы роста рыночной доли, по столбцам – рыночная доля

Конкурентная карта рынка

Классификация по темпу роста рыночной доли, Т Классификация по рыночной доле фирмы, Р
I Лидеры II Сильная конкурентная позиция III Слабая конкурентная позиция IV Аутсайдеры
I.Быстрое улучшение конкурентной позиции        
II.Улучшение конкурентной позиции        

III.Ухудшение конкурентной позиции

       

IV.Быстрое ухудшение конкурентной позиции