Логотип
Хижина
Летучего
Мыша
  Вход

  Регистрация

Оценка монополизации рынка

Обратно пропорционально интенсивности конкуренции. Обычно используются CR2, CR3, CR4, CR5, CR8, CR10.

Этот показатель, характеризующий, какая доля рынка приходится на заданное количество самых крупных игроков.

При расчете показателя концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков. Дольный показатель концентрации может быть рассчитан по формуле:

CRn = ∑ Ri , i=1, N

Где, CRn – дольный показатель концентрации;

Ri – доля рынка i-ой фирмы;

N – количество фирм, принятых во внимание.

Особенности использования индекса концентрации (CR) для практических целей

Поскольку индекс концентрации представляет собой арифметическую сумму, он фактически игнорирует структуру распределения рыночных долей между компаниями, которые вошли в расчет индекса.

Таким образом, индекс концентрации необходимо использовать как некое дополнение к другим экономическим показателям или количество (n) компаний подбирать таким образом, чтобы объективно соответствовать структуре распределения сил на рынке.

Для целей же общей оценки ситуации, индекс концентрации (CR) весьма приемлем. Любой бизнес-план содержит описание "основных конкурентов" и рыночной доли, которая на них приходится.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много производителей, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация производителей на рынке.

IHH = ∑Ri2 , i=1,N

Где, IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана;

Ri – доля i-ой фирмы;

N – количество фирм, действующих на рынке.

Значения индекса можно классифицировать на три крупные группы:

Интенсивность конкуренции на рынке

Интенсивность конкуренции на рынке представляет собой степень противодействия конкурентов в борьбе за рыночные ниши.

U = 1 – IHH

где, U – показатель интенсивности конкуренции на рынке;

IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Коэффициент относительной концентрации рынка

Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

Где β - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий,%;

α - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции,%.

Коэффициент энтропии

Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

где Е – коэффициент энтропии;

Pi – доля продаж i-той фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Вспомогательные расчеты для определения коэффициента энтропии

№ предприятия Объемы реализации продукции Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. Рiln(1/Pi)
2012г. 2013г. 2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
             
             

Коэффициент Розенблюта (Холла-Тайдмана)

Другим известным подходом является оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов - индекса Херфиндала:

где Di–доля предприятия в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента, которая рассчитывается следующим образом:

где Vi – объем реализации i-продавцом товара,

Vобщ.. - общий объем реализации товара.

Пороговое значение 0,18. При его превышении интенсивность конкуренции считается низкой, а концентрация - высокой. Значения индекса Херфиндала увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает 1 при чистой монополии. В отрасли (на рынке), где действует 100 равномощных предприятия с равными долями индекс равен 0.01.

Также в качестве границ интервалов, на основании которых принимается решение о степени рыночной концентрации могут использоваться значения 1000 и 1800, Значения индекса, большие 1800, говорят о высокой концентрации рынка. Значение 1000 означает, что при таком уровне концентрации на рынке действует минимальное возможное число хозяйствующих субъектов.

Индекс Розенблюта, который рассчитывается с учетом порядкового номера предприятия, полученного на основе ранжирования долей от максимума к минимуму:

где i – ранг предприятия.

Чем выше значение коэффициента, тем больше концентрация отраслевого рынка.

Вспомогательные расчеты для определения коэффициента Розенблюта (Холла-Тайдмана)

№ предприятия Объемы реализации продукции Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. Ранг фирмыRi ∑RiPi
2012г. 2013г. 2012г. 2013г. 2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
                 
                 

Коэффициент Линда (L).Определяет степень неравенства между лиди-рующими на рынке поставщиками товаров

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k- крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i- поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k=2, k=3 и так да¬лее до тех пор, пока не будет Lk>Lk-1. Определяемая граница (k при Lk