Про рекламу
Понятие рекламы
Реклама – деятельность, информации потребителю о товаре/услуге путем использования различных средств и способов.
На создание рекламы во многом влияет знание психологии, использование привлекательного и креативного дизайна. При этом сильно влияет выбор канала и места расположения рекламы. Если канал и место выбраны неудачно (например покупатели не используют радио как источник информации), то деньги и время будут потрачены в пустую.
Реклама использует различные каналы для передачи информации о товаре к потребителю. Основная масса таких каналов являются платными.
Рекламные каналы:
- Газеты:
- Рекламные объявления;
- Статьи;
- пресс-релизы;
- колонка;
- бесплатные объявления в газетах;
- интервью;
- ответы на вопросы (на письма);
- печать купонов для вырезания с пунктирной рамкой;
- издание своей газеты;
- Журналы:
- Рекламные объявления;
- Статьи;
- Колонка;
- Интервью;
- Купон;
- свой журнал;
- Радио:
- Гость на передаче;
- Аудиоролики;
- Спонсорство;
- тематические передачи;
- интервью;
- пресс-релизы;
- объявления;
- передачи;
- Телевидение:
- Телесеминары;
- гость на передаче;
- рекламные ролики;
- спонсорство;
- круглые столы;
- интервью;
- события;
- новости;
- фильмы, мультфильмы, сериалы и пр.;
- Передача;
- Песня, видеоклип;
- Бегущая строка;
- Телезаставка;
- Скрытая (косвенная) реклама;
- Почта:
- Личные письма;
- Телеграмма;
- Почтовые открытки;
- Бандероли;
- Каталоги;
- Прямая почтовая рассылка;
- Рассылка пробников;
- Наружная реклама:
- Указатели (Адрес, время работы, конкретный рекламный призыв);
- Расклейка объявлений;
- Рисунки на асфальте;
- Граффити на заборах и стенах;
- плакаты на столбах;
- указатели;
- панно на зданиях (брандмауэры);
- Уличные баннеры;
- Рекламные щиты (бил-борды);
- Перетяжки;
- Световые вывески;
- Электронное табло;
- Экраны;
- Оформление вашей витрины или окон офиса;
- Реклама на транспорте;
- Спот (вид рекламы, которая размещается в теле- и радиопередачах, на телемониторах в метро и в супермаркетах, на видеопанелях на улицах города);
- Промоутеры (раздача листовок);
- Наклейки на авто;
- Одежда и аксессуары;
- QR-коды;
- плакаты и афиши на тумбах (пиллар);
- рекламная стела;
- «Надувная реклама»;
- Выставки и ярмарки:
- Каталоги;
- Проспекты;
- Буклеты;
- Плакаты;
- Листовки;
- Интернет:
- Сайт;
- SEO-оптимизация;
- Контекстная реклама;
- Сайты объявлений;
- Форумы;
- Электронные газеты;
- Электронные книги;
- Электронный журнал;
- Блог;
- Канал на YouTube;
- Статьи для чужих сайтов;
- Разное:
- Компьютерные игры;
- Художественная литература;
- Комиксы;
- Сувениры;
- Рекламно-коммерческая литература (каталоги, справочники, буклеты);
- Личные контакты;
Основные участники рекламного процесса:
- Рекламодатель;
- Рекламопроизводитель;
- Рекламораспространитель;
- Рекламополучатель (потребитель рекламы);
Рекламодатель - лицо или фирма, предоставляющее товар и услугу и желающее увеличить продажи через рекламу.
Основные функции:
- определение объектов рекламы;
- планирование затрат на рекламу;
- определение особенностей рекламирования в зависимости от поставленных целей;
- подготовка и передача исходных материалов;
- помощь исполнителям в создании рекламных материалов;
- утверждение текстов, сценариев и т.д.;
- оплата.
Рекламопроизводитель — лицо или фирма, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Основные функции:
- создают рекламную продукцию на основе полученных от рекламодателей заказов, разрабатывают планы комплексных рекламных кампаний, других рекламных мероприятий, используя потенциал как творческих, так и технических специалистов;
- ведут расчёты с рекламодателями и средствами массовой информации;
Рекламораспросгранитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Основные функции:
- осуществляют взаимоотношения со средствами массовой информации, размещая в них заказы и контролируя их выполнение;
- сотрудничают с типографиями, студиями, рекламными комбинатами, внештатными специалистами.
К этой категории субъектов рекламного рынка относятся владельцы всех СМИ, как печатных (газеты, журналы, справочники), так и электронных (телевизионные каналы, радиостанции, интернет-порталы), владельцы сетей наружной и внутренней рекламы. Рекламное агентство использует эти фирмы для размещения рекламного продукта.
Потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рекламополучатели различаются своими демографическими, психологическими, социальными и другими особенностями. У них различные уровни жизни, размеры доходов и целевые, жизненные установки.
Классификация и виды рекламы
- Обобщенные виды рекламы:
- Виды рекламы по общепринятым нормам:
- частная реклама;
- неэтичная;
- вводящая в заблуждение (недостоверная, недобросовестная, ненадлежащая).
- Виды рекламы по использования воздействия на чувства человека:
- визуальная реклама;
- звуковая реклама.
- Виды рекламы по степени использования образа рекламируемого объекта:
- прямая;
- косвенная;
- скрытая.
- Виды рекламы по характеру подачи рекламного материала:
- По характеру стратегического направления рекламы:
- коммерческая;
- некоммерческая.
- По выбору общего подхода к решению рекламной задачи:
- рациональная;
- эмоциональная.
- По характеру планирования рекламных акций:
- медийная;
- немедейная;
- комплексная.
- Частные виды рекламы:
- Виды рекламы по типам рекламополучателей:
- оптовая;
- розничная;
- деловая.
- Виды рекламы по географическому признаку:
- локальная;
- региональная;
- общенациональная;
- международная;
- глобальная.
- По интенсивности воздействия на потребителя:
- непрерывная;
- импульсная;
- нарастающая;
- нисходящая;
- равномерная;
- залповая.
- Виды рекламы по целевым группам:
- молодежная;
- женская;
- мужская.
- По периоду жизненного цикла товара:
- вводящая;
- утверждающая;
- напоминающая.
- По характеру объекта рекламы:
- товарная;
- корпоративная;
- государственная;
- социальная;
- политическая.
- По типам рекламоносителей:
- Реклама в прессе;
- ТВ-реклама;
- радиореклама;
- наружная (уличная) реклама;
- транспортная;
- кинореклама;
- реклама в Интернете;
- реклама, передающаяся по мобильной связи;
- компьютерная;
- директ-мейл (прямая почтовая реклама);
- печатная;
- сувенирная;
- нетрадиционная реклама;
Большинство видов рекламы обладает следующими характеристиками:
- широта охвата аудитории;
- оперативность;
- может быть многократно воспринята;
- невысокая избирательность;
Основные требования к рекламе:
- привлекать к себе внимание;
- фокусировка на одной идее или сообщении;
- должна быть легко воспринимаемой, краткой и понятной;
- учет контекста ее получения;
Выбор рекламных каналов
На выбор места и каналов влияет множество факторов. Одним из главных является - размещать рекламу в местах, где большинство клиентов.
- Стоимость рекламного пространства — цена, которую необходимо заплатить за размещение рекламного объявления в данном носителе рекламы.
- Полезная аудитория — та часть аудитории носителя рекламы, которая является целевой аудиторией для компании рекламодателя. Соответствие носителя рекламы целевой аудитории выражается отношение численности полезной аудитории к общей численности аудитории данного носителя.
- Взвешенная численность полезной аудитории — сумма численности полезной аудитории и той части общей аудитории носителя, которая в строгом смысле не составляет целевую аудиторию, но, тем не менее, оказывает определённое влияние, давая разного рода советы, сообщая информацию и оказывая некое эмоциональное давление. Для каждой из этих групп аудитории устанавливается весовой коэффициент ниже единицы в зависимости оценки её предполагаемого влияния.
- Пересекающиеся аудитории — аудитории, общие для нескольких носителей рекламы.
- Полезная непересекающаяся аудитория — число потребителей, каждый из которых знакомится, по крайней мере, с одним из рассматриваемых носителей рекламы.
- Охват аудитории — процентное отношение полезной непересекающейся аудитории ко всей целевой аудитории.
- Степень полезного проникновения — доля целевой аудитории, охватываемая данным носителем рекламы.
- Валовый оценочный коэффициент (GRP) — среднее число контактов с носителем рекламы, приходящийся на 100 представителей целевой аудитории.
- Частность — число возможных хотя бы однократных контактов с носителем рекламы, отнесённое к числу публикаций.
Алгоритм выбора рекламных средств
- Определение рекламного бюджета
- Определение охвата аудитории доступных средств рекламы, а также наличия целевой аудитории.
- Определение стоимости выбранного средства рекламы.
- Определение безубыточного размера продаж и вероятности достижения его на данном канале.
- Определяем уровень рекламного давления (интенсивность рекламных сообщений), которое должно быть дозировано для обеспечения максимальной эффективности.
- В случае, когда приходится иметь дело с носителями рекламы, имеющими общие аудитории, необходимо рассчитать показатель охвата аудитории, очищенный от повторного счёта. Это можно сделать с помощью формулы Агостини*
- Определяемся с развёртыванием рекламной кампании во времени
- Определяем соотношение между расширением охвата аудитории и повышения частотности.
*
С — чистая аудитория;
А — сумма аудиторий рассматриваемых носителей рекламы;
Д — сумма пересекающихся аудиторий;
K — коэффициент, разный для различных средств информации (например, для массовой прессы K = 1,1, а для технической прессы K = 1,3.. .1,6).
Рекламный бюджет обычно определяется выделенным предприятием или начальством на эти цели средствами. И обычно происходит распределение бюджета по маркетинговым задачам, по географическим регионами, по средствам коммуникации с построением входных/выходных/результативных показателей.
Охват аудитории определяется посредством запросов в ту организацию, которая предоставляет тот или иной источник рекламы.
Аналогично со стоимостью выбранного источника рекламы.
Определение безубыточного размера продаж осуществляется сравнением стоимости и возможных доходов с данного средства рекламы. Вероятность , при отсутствии статистических данных, определяется экспертным путем.
Уровень рекламного давления определяется с учетом жизненного цикла товара, бюджета, известности бренда и прочих факторов.
Успеху рекламы способствуют методы ее размещения.
Левая или правая страница. Многочисленные исследования установили, что реклама, размещенная на правой странице и особенно в верхнем правом углу, привлекает большее внимание.
Начало или конец журнала. Материалы, размещенные в начале или конце издания, в целом воспринимаются одинаково хорошо, в то время как в середине — несколько хуже.
Размер средства рекламы. Большие средства рекламы сильнее привлекают внимание, однако и стоят дороже. Проблема определения соотношения между воздействиями рекламы и затратами на нее заключается в необходимости учитывать зависимость восприятия величины от окружения. Исследования показали, что два одинаковых по величине и содержанию объявления вызывали совершенно разное внимание, когда одно из них было размещено на половине страницы стандартного журнала, а другое заняло целую страницу меньшего по величине издания.
Выбор цветов. Исследования показали, что цветовая реклама рассматривается в целом не дольше, чем черно-белая, однако имеет более активизирующее действие и лучше запоминается.
В целом необходимо понимать, что если потребитель заинтересован в продукте, то он обратит внимание на рекламу независимо от того, где она размещена и насколько она привлекательна. Однако необходимость привлечения внимания потенциальной целевой группы побуждает маркетологов искать все новые методы прогнозирования перспективы рекламы.