Управление персоналом предполагает точное понимание своих подчиненных, что ими движет, что им необходимо и как их простимулировать для решения нужных задач.
Также важным является понимание целей, которые достигаются предприятием, самим руководителем. Без этого любая организация превращается в болото, где кто-то что-то делает, но для чего и зачем остается загадкой.
В современном бизнесе выдвигаются следующие требования к руководителю:
Поэтому руководитель должен ставить однозначные цели перед собой, и только потом перед подчиненными. При этом необходимо добиться понимания целей и того, что хотят получить от конкретного подчиненного. У подчиненных не должно быть белых пятен или неопределенности в выполняемой работе. Это снижает их эффективность. Таким образом, обязанности и задания должны быть четко и ясно представлены в той или иной форме (четкие и ясные инструкции для подчиненных), также необходимо отчетливо доносить свои мысли до подчиненных. Иными словами, необходимо организовать процессы управления персоналом так, чтобы каждый знал, что должен делать, иметь процедуру согласования тех или иных вопросов.
Но в тоже время, нет необходимости детализировать задания до последнего чиха. Над тем как выполнить возложенную на него задачу подчиненный может задумать вполне самостоятельно. В конечном итоге он был нанят для решения проблем в соответствии с занимаемой должностью и инструкциями. Тем не менее, необходимо учитывать, что хороший начальник тот, который отвечает за ошибки подчиненных. Поэтому он и обеспечивает контроль деятельности своих подчиненных. Это позволяет отследить степень готовности заданий и обеспечивает то, что самодеятельность подчиненных находится в пределах тактических и стратегических задач. Также своевременный контроль позволяет выявить ошибки в работе подчиненных. При этом необходима адекватная реакция на их ошибки. Реакция должна быть спокойной и направленной на их устранение, а не подавление подчиненного за его огрехи.
Естественно контроль не должен выражаться в тотальной слежке и стоянии над головой. Кроме раздражения у подчиненных это ни к чему не приведет. Излишнее раздражение может привести к конфликтам, как с начальником, так и с другими сослуживцами.
Хотя достаточно очевидно, что конфликты будут возникать по разным причинам. Главное их не игнорировать и пытаться решать. Тут главное понимание, что даже плохое решение лучше его отсутствия. Это приводит к неопределенности и большему разрастания проблемы. Как следствие при запущенном конфликте будет целый сонм неприятных последствий. Аналогично не целесообразно откладывать решения в других областях деятельности начальника.
При этом, целесообразно иметь четкую организационную структуру, которая совершено ясно показывает кто и в какой зоне ответственности присутствует. Также документооборот и другие коммуникации должны ей соответствовать. Иначе коммуникации и структуру необходимо привести в соответствие друг другу для повышения эффективности деятельности. Важным является отсутствие многоначалия, когда над одними и теми же людьми находится несколько начальников. Противоречия в инструкциях снижают эффективность деятельности, так как требуют постоянных согласований.
При этом необходимо четкое соблюдение субординации и дисциплины в организации. Но необходимо опять же соблюдать разумные пределы. При жесткой дисциплине можно потерять нужных людей, если их передавить.
Также не имеет смысла поощрять конкуренцию внутри предприятия. Это приведет к тому, что значительная часть ресурсов будет уходить на борьбу внутри предприятия, нежели на развитие и борьбу с конкурентами.
Для адекватного развития и конкуренции необходимо выделять ресурсы для развития своего персонала, чтобы сотрудники были осведомлены о новых тенденциях, технологиях и пр.
В заключение можно выделить основные черты нужные для управления. Это необходимость предоставлять своим подчиненным четко выраженное задание, настойчивость в достижении целей, связь с подчиненными и другими подразделениями, знание обстановки и планов. К этому также можно отнести качество планирования и контроля, обоснованность решений, адекватная расстановка приоритетов, делегирование полномочий, эффективная система мотивации, доверие к лидерам, отсутствие микроменеджмента.
Все это в совокупности даст возможность выжить в современной нестабильной среде. При этом, руководитель должен проявлять заботу о подчиненных и по необходимости защищать их. В таком случае можно обеспечить преданность подчиненных. В тоже время, персонал стремиться к среднему уровню выработки, как следствие необходимо выработать правильную политику в обеспечении заботы персонала, которая с одной стороны не позволяет понизить планку, с другой, персонал не оценивал действия руководства как стремление выжать последние силы.
В качестве основных характеристик персонала можно выделить:
На основании выделенных характеристик производится формирование критериев отбора персонала на предприятии. Достаточно логичным является тот аспект, что для каждой должности будет свой набор критериев. Также логичным является взаимосвязь между критериями отбора и должностными требованиями. При этом критерии должны быть четко описаны в разных документах предприятия - приказах, инструкциях, должностных инструкциях.
При этом важно иметь систему не только отбора персонала, но и систему адаптации сотрудника на его рабочем месте. Также предполагается наличие постоянно обновляемой базы данных и знаний для обучения персонала, и облегчения его адаптации на работе. Необходимо обучение и периодическое повышение классификации.
Дополнительными рекомендациями могут выступать: