Вначале проводится развернутый стратегический анализ. Предполагается сбор, обработка и анализ информации о стране, отраслях, рынках, конкурентах и пр. Этапы стратегического планирования:
Определение целей;
Анализ по различным направлениям:
текущего состояния предприятия;
анализ перспектив предприятия;
анализ позиций в конкурентной борьбе по всем направлениям;
изучение конкурентов и их стратегий;
анализ потребителей, потребностей;
исследование тенденций внешней среды;
пути диверсификации;
оценка рыночных характеристик;
портфельный анализ;
Выбор стратегии предприятия, выбор приоритетов, распределение ресурсов, разработка программ, планов, бюджетов;
Влияющие ценности на стратегическое планирование:
Научные;
Экономические;
Политические;
Социальные;
Эстетические;
Религиозные;
Необходимо учитывать жизненный цикл товаров и переходит с одного на другой при необходимости.
Цели при стратегическом планировании выстраиваются на основе:
прибыльность;
рынки;
продукция;
финансовые ресурсы;
производство;
исследования;
организация;
человеческие ресурсы;
При разработке стратегических планов необходимо иметь в базе данных:
допущения и ограничения, принятые при стратегическом планировании;
миссия и система стратегических целей фирмы, стратегические программы и планы, обеспечивающие достижение поставленных це-лей;
мнения, установки и предпочтения руководителей фирмы;
стратегические области бизнеса, в которых работает или предполагает работать фирма (представляющие интерес для фирмы);
наиболее важные факторы внешней и внутренней среды;
конкуренты;
поставщики;
потребители;
органы власти;
общественные организации и СМИ;
производство;
материально-техническая база (МТБ);
финансы;
оргструктура и мотивация;
мероприятия по противодействию угрозам.
Виды стратегий:
Стратегия широкой дифференциации услуг и товаров;
Стратегия предоставления дополнительных и/или специализированных услуг в дополнение к основным;
Стратегия снижения издержек;
Использования субподряда для выполнения непрофильных услуг или предоставления товара;
Развитие, с использованием как с использования внешних источников, так и внутренних источников финансирования;
При выполнении планов необходимо постоянно осуществлять контроль их осуществления. Постоянный контроль выполнения планов предполагает:
Оценка достижения значений показателей;
Степень отклонения;
Оценка поставленных целей с учетом анализа внутренней и внешней среды;
Оценка потенциала предприятия;
Оценка стратегического управления;
Процедуры анализа внутренней и внешней среды;
Бюджет осуществления стратегии;
При оценке используется вариантный подход и сравнительный анализ различных вариантов.