Логотип
Хижина
Летучего
Мыша
  Вход

  Регистрация

Жизненный цикл предприятия

Существует масса классификаций жизненного цикла предприятия. Одной из них (одной из самых распространненых) можно считать:

Особенности организаций, находящихся на разных стадиях развития

Этапы развития Характеристика организации Угрозы
Создание Власть в руках собственника;
Достаточно простые барьеры входа на рынок;
Неформальная структура;
Единство коллектива;
Ошибки в выборе бизнеса;
Бюрократические барьеры;
Ошибки в проекте предпринимательства;
Ошибки в подборе кадров;
Эксплерент Власть в руках собственника, на последней стадии возникает;
необходимость найма менеджера;
Некоторая формализация структуры;
Недифференцированная централизованная;
Чрезмерная увлеченность лидера;
Ограниченность ресурсов;
Непродуманные методы принятия;
Патиент Рост конкурентной окружающей среды;
Формирование бюрократическая структура;
Функциональное разделение труда;
Умеренная дифференциация;
Увеличение нововведений;
Готовность к риску;
Рост производства;
Выработка конкурентной стратегии Завоевание сегмента рынка;
Централизация принятия решений;
Большая зависимость от рыночной конъюнктуры;
Ошибки в нововведениях и производстве;
Появление значительных разногласий;
Недостаточные мощности;
Стратегия - расширение рынка в близлежащих областях;
Виолент Рост конкурентности и разнородности окружающей среды;
Низкие удельные затраты;
Прочное положение на рынке;
Формальная бюрократическая структура;
Высокая функциональная дифференциация;
Умеренно централизованная власть;
Прочные инновации позиции;
Качественные методы передачи информации и принятия решений;
Сложные коммуникации;
Появление значительных разногласий в коллективе;
Рост численности управленцев;
Ошибки в конкурентной политике;
Рост консерватизма в нововведениях;
Стратегия – Развитие;
конкурентоспособности;
Коммутант Разнородная, сложная и динамичная окружающая среда;
Ужесточение конкурентной среды;
Падение рыночного положения;
Затоваривание складов продуктами;
Высокая дифференциация власти и полная ее бюрократизация;
Тенденция к упрощению структуры и ее свертывание;
Методы принятия решений формализованы;
Высокий уровень риска;
Стремительный рост затрат;
Организация в коллективе оппозиции;
Организационная инертность;
Зависимость от конъюнктуры рынка;
Стратегия - индивидуализация;
производства и реструктуризация;
Латиент Жесткая конкурентная среда;
Распад формальной и неустойчивой бюрократической структуры;
Практически полное падение сбыта;
Распад связей;
Затухание производственной;
деятельности;
Стратегия – слияние и санация;

Этапы старения организации

Название этапа Краткая характеристика этапа
Стабилизация Стабилизация — это начало старения. Основные характеристики: а) стабильные позиции на рынке, отличные финансовые результаты; б) отказ от политики быстрого развития, завоевания новых рынков; в) угасает стремление к изменениям, к творчеству; г) снижается гибкость; д) меняется расстановка сил: финансисты, бухгалтеры, юристы, риск-менеджеры и специалисты по связям с общественностью становятся более влиятельными, чем сотрудники основного производства и отделов сбыта. Переход к следующей стадии проходит очень постепенно. Этап завершается ухудшением ожиданий роста
Аристократизм Форма начинает преобладать над содержанием, в результате: а) все меньше средств направляется на исследования и разработки; б) изменения не приветствуются; в) больше всего поощряется исполнительность; г) совершенствуется внутренний контроль. По-прежнему хорошие финансовые результаты позволяют повышать управленческие расходы. На этом этапе компания активно участвует в сделках слияний и поглощений: поглощает молодые компании, в том числе для приобретения новых идей, но и сама становится потенциальным объектом поглощения со стороны молодых компаний. Постепенно качество основной деятельности начинает снижаться. Этап заканчивается резким ухудшением финансовых показателей, падением рыночной стоимости
Ранняя бюрократизация Начинается поиск виновника проблем. Компания погружается в сложные конфликты, которые решаются не путем изменения структуры, а с помощью увольнения неугодных сотрудников (в первую очередь сокращению подвергается персонал отделов маркетинга, исследований и разработок, стратегического планирования). Внутренняя борьба все больше отдаляет компанию от потребителя. В результате наступает банкротство или, если государство или бизнес-сообщество готовы поддерживать компанию, она переходит к следующей стадии
Бюрократизация Третье рождение, начало искусственно поддерживаемой жизни компании, которая фактически нежизнеспособна. Компания полностью сосредоточивается на ритуалах. Поддерживается сложная система контроля, которая требует от работников не эффективного труда, а соблюдения правил и процедур. Запутывается организация процессов. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям. Смерть компании наступает сразу же, как исчезает источник поддержки

Кризисы компании - результат закономерных проблем, которые можно разделить на три группы:

  1. нормальные проблемы взросления (или «болезни роста»);
  2. аномальные проблемы;
  3. патологии, которые компания не способна решать самостоятельно.

Если не решать нормальные проблемы, они становятся аномальными и со временем превращаются в патологии.

Дилемма профессионализма возникает на этапе быстрого роста, когда бизнес усложняется и начинает нуждаться в профессиональном менеджменте. Перед собственником встает две альтернативы: 1) повышение собственных (или семейных) профессиональных знаний; 2) делегирование управленческих полномочий (части полномочий) профессиональным менеджерам. Любой из вариантов требует дополнительных затрат (инвестиции в собственный/семейный человеческий капитал или агентские издержки).

Традиционный жизненный цикл предполагает постепенное разделение функций собственника и менеджера и делегирование управленческих полномочий профессиональным менеджерам, что, в частности, создает потребность в транспарентной финансовой информации о компании.

Дилемма собственника обусловлена повышением потребности в финансировании бизнеса на этапе юности: сохранение контроля над компанией со стороны основателя (основателей) бизнеса в прежнем объеме, как правило, негативно отражается на темпах роста, тогда как поддержание целевой структуры капитала без ущерба для темпов роста компании влечет изменения в структуре собственности.

Дальнейшее развитие компании ставит мажоритарных собственников-основателей перед выбором (дилемма инвестора): 1) сохранить контроль над компанией, сосредоточив свою деятельность на рынках товаров и услуг; 2) отказаться от контролирующей доли, диверсифицировав инвестиции на рынке капитала. Значимость транспарентной финансовой информации для собственников, кредиторов и потенциальных инвесторов возрастает. По мере привлечения дополнительных участников одной из приоритетных становится проблема инвестиционной привлекательности компании. На этапе расцвета интересы стейкхолдеров «оказываются полностью интегрированными и сбалансированными».