Обще про методики принятия решений
Методика общей оценки ситуации на предприятии позволяет в сжатой форме проанализировать следующие основные индикаторы качества управления:
- организационную структуру;
- эффективность управления предприятием;
- открытость высшего руководства предприятия;
- уровень доверия к руководству предприятия;
- контроль исполнения приказов руководства;
- свободу обмена информацией на предприятии;
- исполнительскую дисциплину;
- творческую атмосферу;
- моральный климат в коллективе;
- системы материального и морального стимулирования;
- квалификацию менеджеров и персонала;
- систему повышения квалификации менеджеров и персонала;
- ведение делопроизводства;
- текучесть кадров;
- техническую оснащенность и комфортность рабочих мест.
Методика комплексной оценки менеджмента предприятия позволяет оценить основные показатели качества управления, к которым можно отнести, например:
- общий уровень менеджмента на предприятии;
- руководство предприятия;
- структуру управления предприятия;
- совершенствование структуры управления;
- делегирование полномочий;
- привлечение внешних консультантов;
- уровень планирования финансово-экономической деятельности;
- наличие стратегической программы деятельности предприятия;
- разработку рыночных стратегий по каждому бизнес-направлению;
- делопроизводство на предприятии;
- обмен информацией на предприятии;
- уровень исполнительской дисциплины;
- состояние творческой атмосферы;
- систему материального стимулирования;
- повышение управленческой квалификации менеджеров;
- техническую квалификацию специалистов.
Методики оценки управленческого климата и оргструктуры предприятия позволяют выявить степень соответствия рыночным условиям свойственного предприятию типа организационного потенциала. Вводятся пять типов организационного потенциала: традиционный (консервативный стиль мышления), производственный (ориентация на рост производства и экономию на масштабах), маркетинговый (ориентация на рыночную конъюнктуру), стратегический (ориентация на адаптивность в достижении долгосрочных целей) и гибкий (ориентация на поиск новых технологий и продуктов).
Приведем критерии оценки:
- управленческого климата:
- отношение к переменам;
- готовность к риску;
- временная перспектива принятия решений;
- ориентация в принятии решений;
- отношение к рынку;
- модель успеха;
- факторы, побуждающие к изменениям;
- инициатива;
- структура полномочий;
- отношение к возложенной ответственности;
- организационной структуры:
- способы решения проблемы;
- процедура решения проблемы;
- система управления;
- организационная структура;
- основания для стимулирования;
- определение работы;
- исходные данные для принятия решения;
- наиболее важная функция;
- потенциал для управления.
Методика оценки уровня корпоративной культуры предприятия. Пол корпоративной культурой понимаются позиции, точки зрения и манера поведения персонала, в которых воплощаются его основные ценности (благополучие, развитие, карьера, коллективизм и пр.).
Для оценки уровня корпоративной культуры могут быть предложены следующие индикаторы:
- понятные, признанные всеми цели;
- зрелая управленческая философия;
- ясная организационная структура;
- четкое делегирование полномочий и ответственности;
- обширные управленческие ресурсы;
- честное вознаграждение и поощрение;
- эффективный набор и селекция кадров;
- квалифицированное обучение;
- высокая заинтересованность;
- удачная коллективная работа;
- инновационная активность;
- индивидуальное развитие.
Методика оценки полезности функциональных подразделений. Любому предприятию присущ характерный для его вида деятельности набор определенных общих функций (управление, производство, финансы, сбыт, транспорт и т.д.), которые обычно возлагаются на отдельные подразделения. Рациональность и сбалансированность такого набора функций во многом определяют эффективность работы предприятия. Данная методика позволяет оценить степень соответствия организационной структуры набору функций, необходимых для деятельности, качество взаимодействия между подразделениями (как по вертикали, так и по горизонтали), а также эффективность руководства подразделениями по следующим показателям:
- важность подразделения (соответствующая важности исполняемой функции, полезность для предприятия);
- качество работы подразделения (эффективность и полнота решения возложенных на подразделение задач);
- эффективность руководителя подразделения (качество управления подразделением конкретным руководителем);
- качество взаимодействия с подразделением (конструктивность, необходимая информационная прозрачность).
Методика оценки эффективности персонала развивает идею «маркетинга рабочих мест». Оптимальность кадрового подбора сотрудников оценивается по следующим показателям:
- необходимость должности в организационной структуре фирмы (по важности решаемых задач);
- полезность сотрудника для предприятия (оценка личных деловых и профессиональных качеств);
- коммуникативность сотрудника (контактность, способность воспринимать и передавать деловую информацию);
- компетентность руководителя (организаторские навыки, умение поддерживать дисциплину).
Методика оценки маркетингового планирования выявляет следующие негативные факторы, препятствующие качественному маркетинговому планированию:
- постановка недостижимых целей;
- необоснованные цифры в плане;
- недостаточность информации о рынке;
- бессилие и разочарованность менеджеров;
- конкуренция между подразделениями;
- распыление ресурсов на новые проекты;
- нецелесообразные расходы на рекламу;
- ошибки в ценообразовании;
- неконтролируемость бизнес-процессов;
- уязвимость к изменениям на рынке.
Методики оптимизации товарной номенклатуры включают мероприятия:
- по анализу устойчивости продаж по товарам (товарным группам);
- связанности производимых продуктов по технологиям, материалам, сбыту, маркетингу;
- выявлению дополняющих продуктов;
- выявлению товаров-лидеров по рентабельности и товаров-аут
- сайдеров на основе ABC-анализа сбытовой статистики за период.
Методика оценки перспективности нового продукта позволяет комплексно оценить возможности предприятия по выводу на рынок нового продукта. Используются следующие группы показателей:
- рыночные критерии (потребность в изделии, перспективы развития рынка, степень конкурентоспособности изделия, степень стабильности рынка);
- товарные критерии (технические характеристики, упаковка, цена);
- сбытовые критерии (увязка с ассортиментом выпускаемой продукции, реализация, реклама);
- производственные критерии (оборудование и персонал предприятия, сырьевые ресурсы, инженерно-технические знания и опыт персонала).
Для анализа инновационного потенциала предприятия используется методика оценки уровня инновационной деятельности. По ней оцениваются следующие параметры:
- процесс генерации новых идей;
- постановка бизнес-планирования;
- состояние инновационного проектирования;
- поддержание качества НИОКР;
- координация технических и сбытовых подразделений;
- внедрение новой технологии;
- стимулирование инновационной деятельности;
- учет затрат на инновационную деятельность.
В рамках методики анализа процедур ценообразования на предприятии решаются следующие задачи:
- анализ целей, роли и места ценообразования в процессе стратегического планирования и оперативного управления деятельностью (включая вовлеченность маркетологов);
- анализ используемых ценовых показателей (предельная цена, цена безубыточности, целевая цена, чувствительность покупателей, ценовая эластичность, максимально приемлемая цена, цены конкурентов и т.д.);
- проверка адекватности используемых методов ценообразования («от издержек», «от спроса», «от конкурентов» и т.д.) рыночным условиям.
Методика оценки организации сбытовой деятельности предприятия позволяет комплексно оценить качество организации сбыта. Для оценки используются следующие группы показателей: организации отдела продаж, планирования сбыта, качества сбытового персонала и др.
Методика оценки менеджеров по продажам ориентируется на комплексные показатели квалификации и мотивации. Результаты оценивания могут быть использованы для разработки кадровых мероприятий.
В методике оценки каналов сбыта используются следующие группы показателей: организации сбытовой сети, оптимальности каналов сбыта, эффективности торговых посредников и др.
Методика оценки торговых посредников используется для более детального анализа посредников предприятия, например с целью выбора ключевых посредников или дифференциации условий взаимодействия. Для оценки используются следующие показатели:
- финансовые возможности, доля отраслевого рынка и репутация посредника;
- уровень организации сбытовой сети и охват рынка;
- число и уровень компетентности сотрудников;
- характер сбываемой продукции (доля продукции предприятия в продажах посредника, доля продукции конкурентов, доля продукции, дополняющей продукцию предприятия);
- маркетинговая политика посредника (агрессивный маркетинг, уверенное лидерство в своей сфере бизнеса и др.);
- участие в продвижении продукции предприятия и лояльность посредника (готовность на разумные компромиссы).
Методика оценки стратегической маркетинговой информации предназначена для анализа процесса поступления и обработки информации, включая:
- выявление информационных потребностей подразделений (построение информационных профилей);
- оценку полноты информации о продукте и его качестве, об ассортименте, о ценах, себестоимости, потребителях, платежеспособном спросе, конкурентах, доле рынка предприятия, репутации (имидже) предприятия, каналах распространения, поставщиках и т.п.;
- оценку организации и ведения маркетинговых баз данных.
Методика оценки методов получения информации и исследований включает:
- определение целей проводимых исследований и проверку согласованности с целями и стратегиями предприятия;
- оценку возможности достижения целей исследования применяемыми методами;
- оценку качества применения выбранных методов;
- оценку подготовки информации (качества анализа, интерпретации, представления);
- исследование практики применения полученной информации.
Методики оценки качества информационного взаимодействия подразделений предприятия предназначены:
- для оценки полноты и качества информационного обмена и степени удовлетворенности поступающей информацией;
- выявления информационных фильтров.
Методики разработки имиджа предприятия используются для повышения позитивного восприятия предприятия на рынке и включают:
- формулирование имиджевых целей предприятия;
- анализ маркетинговой среды фирмы и выделение целевых
- наиболее важных для ее деятельности
- контактных групп (обычно это рыночные контрагенты предприятия и группы влияния);
- выделение существенных имиджеобразующих факторов для каждой из целевых групп и ранжирование факторов для каждой группы по степени важности;
- разработку желаемого имиджа фирмы (с точки зрения установленных стратегических целей) для каждой из целевых групп;
- оценку состояния имиджа предприятия в каждой из целевых групп.
Методика оценки средств коммуникаций применяется для анализа адекватности характеру бизнеса существующих и перспективных для предприятия каналов и средств стимулирования сбыта, рекламы и пиара (PR). В рамках методики исследуются следующие вопросы:
- как эволюционирует интенсивность рекламы;
- какова интенсивность рекламы предприятия по сравнению с конкурентами;
- какова структура рекламных средств;
- какие рекламные темы являются основными;
- насколько высок творческий уровень рекламы;
- какова сила рекламного воздействия для различных рекламных сред;
- какова коммуникационная эффективность рекламы (запоминание, узнавание);
- как реклама влияла на объемы продаж, на доли рынка, на сбыт в физическом выражении;
- как применялись средства стимулирования сбыта.
Методики оценки элементов фирменного стиля обычно применяются в ходе перепозиционирования предприятия, обновления рекламной кампании и включают методики для сравнительной оценки соответствующих вариантов товарного знака, логотипа, фирменного блока, слогана, фирменного цвета или шрифта. Для оценки качества варианта товарного знака или логотипа предприятия можно использовать, в частности, следующие критерии:
- адекватность содержания (соответствие названия целям и образу предприятия);
- функциональность (возможность использования в различном написании и масштабе);
- оригинальность (способность отличаться от других названий);
- запоминаемость (способность быть легко и точно воспроизведенным в памяти);
- надежность (способность оставлять уверенность в солидности и надежности предприятия);
- недвусмысленность (способность не вызывать двусмысленных или неприятных ассоциаций);
- звучность;
- легкость в произношении;
- смысловая нетривиальность (отсутствие «заезженных» буквосочетаний и оборотов);
- интернациональность (способность не вызывать негативной реакции при написании и звучании на другом языке).
Методика оценивания качества марки (бренда) продукции предприятия предполагает оценку узнаваемости, потребительской ценности, позиции, качества рекламы, устойчивости во времени, активности, силы, информационной базы, квалификации менеджмента, выделенного бюджета и т.д. Результатом оценки может быть сравнительная характеристика марки продукции предприятия и аналогов конкурентов.
Группа методик оценивания и формирования качества стратегических альтернатив включает:
- концептуальные направления развития и типовые бизнес-стратегии;
- модели портфельного анализа;
- методики оценки качества стратегических альтернатив.