Вопрос о выборе местоположения организации возникает в трех случаях:
При создании новой коммерческой организации;
При необходимости перебазирования фирмы в другое место по тем или иным причинам;
Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделения предприятий.
Объективную основу размещения составляет территориальная дифференциация (неоднородность) природных и экономических условий в пространстве. Экономическая же неоднородность пространства и, соответственно, мест размещения возникает, прежде всего, в результате возможной комбинации следующих основных факторов:
различной интенсивности потребления тех или иных видов продукции и услуг;
неодинакового распределения необходимых ресурсов;
неполной мобильности факторов производства (сырья, воды трудовых ресурсов, недвижимости и др.);
различных транспортных расходов на поставки сырья и распределение готовой продукции потребителям;
особенностей местного законодательства (налоги, ограничения, поддержка органов власти и др.);
естественных и инфраструктурных условий;
размер промышленной территории (определяется мощностью и профилем предприятий, особенностями оборудования и характером застройки территории предприятия, размером резервной территории.);
Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы:
Заготовительно-ориентированные:
земельные участки (структура, цены покупки или аренды);
сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);
трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, региональный уровень зарплаты, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).
Факторы, ориентированные на изготовление:
естественные особенности (почвы, климат);
технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре, к поставщикам);
Факторы, ориентированные на сбыт:
потенциал сбыта (структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности);
пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);
деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).
Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти:
система хозяйствования (хозяйственное и торговое право; лицензионные и сертификационные нормы; условия перевода капитала и прибыли; юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту; трудовое законодательство; риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий);
регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими);
меры по защите окружающей среды и регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы;
государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка);
Дополнительно к факторам, связанных с государственной внутренней и внешней политикой можно выделить:
Экономическая:
Финансовая;
Структурная:
региональная;
налоговая;
Аграрная;
Промышленная;
Инвестиционная;
Торговая;
Таможенная;
Платежная;
Валютно-кредитная;
Акцизная;
Социальная:
Доходов;
Занятости;
Здравоохранения;
Образования;
Культуры;
Жилищно-бытовых условий;
Отдельно можно выделить факторы социально-культурной среды:
Состав населения:
Половозрастной;
Национальный;
Семейный;
Территориальный;
Динамика населения:
Численность;
Рождаемость;
Смертность;
Прирост;
Миграция;
Продолжительность жизни;
Занятость:
по профессиям;
по отраслям;
по видам деятельности;
по районам;
Уровень образования:
численность учащихся;
доля лиц с начальным, средним, высшим образованием;
Месторасположение выбирается путем выбора из нескольких альтернатив. При этом выбор идет как по географическому пространству, так и по способу оформления размещения.
Географическое пространство предполагает:
внутри страны и за границей;
в больших, средних и малых городах, в деревнях и поселках;
в центре и на окраине;
на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д.;
Способ оформления размещения предполагает:
Покупка;
Аренда;
Договор о совместном использовании;
Качество выбранного участка определяют:
Поставщики и источники сырья;
Оптовые склады;
Конкуренты;
Трудовые ресурсы;
Государственные службы;
Связь и коммунальные службы;
Потребители, рынки сбыта;
Финансовые учреждения;
Транспортные услуги и проблемы;
Развитость промышленной и социальной инфраструктуры, энергетики;
Экологические условия;
Уровень арендной платы;
Особенности примыкающих территорий.
Дополнительные факторы:
размеры необходимой территории;
размещение зданий и сооружений;
габариты зданий и сооружений;
инженерная организация и благоустройство территории будущего предприятия;
внутриплощадочные транспортные пути и выбор видов транспорта;
технические средства для обслуживания территории;
устройство ливнестоков;
решения по инженерным сетям и коммуникациям;
организация охраны предприятия;
площадки для возможного расширения предприятия;
возможность зонирования территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований грузооборота;
Существуют экспертные методы по расчету оптимального выбора.