Изменения могут быть вызваны различными причинами, как внутренними, так и внешними. В качестве внутренних причин могут выступать такие как уход ключевого сотрудника, изменение технологий, изменение качества персонала, старение менеджеров и пр. Внешние причины могут быть представлены в виде изменения вкусов и предпочтений потребителей, развитие технологий, характера конкуренции, принятие нового законодательства.
Если внутренние причины могут быть проконтролированы и подвергнуты изменениям, то как правило внешние не подконтрольны организациям или это требует очень больших затрат ресурсов.
Классификация изменений:
Пошаговые;
Крупные;
Трансформационные;
Стратегические;
Операционные;
Индивидуальные;
Групповые;
Организации в целом;
Алгоритм по управлению изменениями:
Анализ ситуации (как есть):
Создание модели предприятия;
Изучение текущей ситуации и позиций предприятия, включая рынок;
Поиск неудовлетворенных потребностей организации;
Выявление реальных и/или возможных кризисов;
Конкурентный анализ;
Анализ рыночных и научных трендов;
Формирование потребности в и изменениях;
Формирование видения (как должно быть):
Разработка видения предприятия;
Создание целей изменений;
Создание общих черт модели изменений;
Создание команды (кто делает):
Привлечение людских ресурсов;
Создание управленческих систем по поддержке и реализации изменений;
Предоставление им ресурсов;
Разработка и внедрение систем по управлению и координации краткосрочных действий по поддержке изменений;
Планирование действий по внедрению (что и как делает):
Определение и анализ этапов изменений;
Определение объектов изменений;
Выявление возможных и потенциальных препятствий для изменений;
Оценка затрат;
Разработка новых систем управления – разработка окончательной модели изменений;
Создание плана и стратегии изменений;
Создание метрик для контроля выполнения планов по изменениям;
Создание информационного поля по изменению:
Небольшие информационные воздействия для подготовки изменений;
Доведение нужной информации до нужных людей о изменениях;
Осуществление планов по изменениям (реализация – важным является преодоление сопротивления персонала):
Выполнение запланированных мер с распределением ответственности по сферам деятельности персонала;
Устранение узких мест;
Изменение процессов, структур и прочих элементов под выбранные изменения;
Меры по поддержке процесса изменений, информационная поддержка изменений и подкрепление изменений посредством системы вознаграждений;
Корректировка планов по изменениям;
При внедрении тех или иных изменений необходимо четкое представление о том, что будет изменено, и в для достижения каких целей. При этом необходимо обеспечить понимание менеджеров высшего и среднего звена. Без этого не достичь желаемых результатов. Без первого никто не сможет убедить менеджеров, а без их поддержки не реально что-то сделать. При этом, как правило, люди не любят изменений, как следствие практически всегда приходиться преодолевать сложившуюся систему.
Также важны - наличие ресурсов и контроля при выполнении планов. Без ресурсов невозможна деятельность, в то время как без контроля невозможно будет отследить результат от выполнения планов.
Ограниченнее по ресурсам преодолевается выделением приоритетных направлений и полноценной их поддержкой ресурсов. Или выделение тех, что наиболее нуждаются, или тех где можно добиться наибольших, быстрых и понятных результатов.