Анализ себестоимости продукции — это выраженный в денежной форме анализ затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В себестоимость продукции включаются затраты материальных ресурсов, амортизация основных фондов, расходы на оплату труда рабочих и служащих предприятия (заработная плата с начислениями), отчисления на социальное страхование, расходы по реализации продукции и другие расходы предприятия, связанные с организацией и обслуживанием производства. Следовательно, себестоимость продукции показывает, во что обходится каждому предприятию производство и реализация продукции, созданной усилиями всего коллектива.
Задачи анализа себестоимости следующие: определение степени выполнения плана по себестоимости; выявление факторов, повлиявших на отклонение от плановой себестоимости продукции; вскрытие резервов дальнейшего снижения себестоимости товарной продукции за счет лучшего использования сырья и материалов; сокращение потерь и порчи сырья и продукции при хранении, переработке и транспортировке; экономия вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии; лучшее использование оборудования и т. д.; разработка предложений по мобилизации резервов с целью дальнейшего снижения себестоимости продукции и увеличения рентабельности производства.
Анализ себестоимости продукции начинается с определения отклонений от плана (определение экономии или перерасхода) всей товарной продукции и отдельно сравнимой и несравнимой в абсолютных суммах и процентах. Отклонение от плана себестоимости по сравнению с этим показателем в предыдущий отчетный период исчисляется только по сравнимой товарной продукции, а отклонение по сравнению с планом определяется как по всей, так и отдельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. При планировании, учете и анализе различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость включает все затраты (прямые и косвенные) данного цеха на изготовление продукции. Эта себестоимость характеризует в обобщенном виде результаты производственной деятельности определенного цеха и является основным показателем цехового хозрасчета.
В производственную себестоимость, кроме затрат, входящих в цеховую себестоимость, включаются общезаводские расходы, основную часть которых составляют административно-управленческие и общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы. Полная себестоимость складывается из затрат на производство продукции (производственная себестоимость), а также расходов по ее доставке на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны или суда, на тару и упаковку продуктов, производимую на складах готовой продукции.
Основные показатели плана по себестоимости продукции, разрабатываемого на предприятиях пищевой промышленности, следующие:
Независимо от того, какой из показателей используется в качестве обобщающего, все предприятия калькулируют себестоимость главнейших видов продукции и исчисляют затраты на 1 рубль.
Анализ себестоимости товарной продукции обычно начинается с определения отклонений от плана себестоимости всей товарной продукции. Затем в процессе анализа устанавливают отклонения по каждой статье затрат, место их возникновения, причины и виновников этих отклонений.
Сравниваемые показатели себестоимости за определенный период должны быть сопоставимы. Поэтому в процессе анализа необходимо внести поправку в фактическую себестоимость продукции на сумму изменения цен и тарифов (если цены и тарифы менялись в течение года). С этой целью сумму экономии, полученной в результате изменения цен и тарифов, прибавляют к фактической себестоимости продукции, а перерасход исключают из нее.
В процессе анализа следует установить изменение себестоимости по сравнению с планом в отчетном году раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Для этого нужно сначала установить правильность отнесения товарной продукции к несравнимой, сопоставив ассортимент фактически выпущенной продукции в отчетном периоде с ее выпуском в прошлом году.
Чтобы определить выполнение плана себестоимости по несравнимой продукции, исчисляют ее сумму по плану и отчету. Для этого из суммы всей выпущенной товарной продукции вычитают сравнимую продукцию, а полученные таким образом плановые и отчетные показатели сопоставляют между собой с учетом происшедших в отчетном году изменений (удешевления или удорожания) цен на сырье и материалы, тарифов на грузовые перевозки.