Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты:
производственный бюджет (определяет расходы, связанные с производством);
бюджет продаж (основывается на маркетинговом исследовании и во вторую очередь производственными мощностями и/или материальными и трудовыми ресурсами);
прочих доходов;
прогнозный план о прибылях и убытках (общий план о прибылях и убытках);;
бюджет закупок/использования сырья и материалов (разрабатывается исходя из потребностей производства);
Бюджет материальных затрат (составляется на основе норм расхода сырья, комплектующих материалов с учетом производственной программы структурных подразделений);
Бюджет потребления энергоресурсов по видам;
Бюджет амортизации;
Бюджеты использования и гашения кредитов и займов;
бюджет трудовых затрат (определяет необходимое рабочее время и оплату труда для выполнения запланированного объема производства);
бюджет общепроизводственных затрат (план производственных затрат, кроме затрат на сырье и материалы);
бюджет общехозяйственных и административных расходов (план операционных и административных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством);
бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы);
бюджет инвестиций;
бюджет коммерческих расходов (детализирует расходы, связанные со сбытом продукции и услуг);
Финансовый бюджет (план, в котором отражается предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в планируемом периоде) состоит из четырёх финансовых документов:
прогноз отчёта о финансовых результатах;
прогноз отчёта о движении денежных средств (бюджет суммирует все потоки денежных средств, которые будут иметь место в результате планируемых операций);
прогноз бухгалтерского баланса;
прогноз движения собственного капитала (определение сумм капитальных вложений);
плановый календарь о движении денежных средств;
Кассовый бюджет (подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период (является частью основного бюджета предприятия));
Типы бюджетов:
Бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее – к руководству организации.
Бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.
Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:
Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей — объемов, прибыли,инвестиций — и позволить определить стратегию компании в части финансирования. В отличие от бюджета карта системы сбалансированных показателей является предельно детальным документом.
Постатейные бюджеты — предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью.
Бюджеты с временным периодом — на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.
Гибкие и статические бюджеты — находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж.
Преемственные бюджеты (имеет определённый шаблон, который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом) и бюджеты с нулевым уровнем (бюджет, который каждый раз составляется заново, т.е. с нуля).
Профицитные (доходы превышают расходы), дефицитные (расходы превышают доходы) и сбалансированные.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта, местный бюджет и консолидированный бюджет (это свод бюджетов всех уровней на определенной территории, необходимый для дальнейшего планирования).