Определение главных экономических характеристик отрасли
размер рынка;
темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);
масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);
количество конкурентов и их сравнительные размеры;
количество покупателей и их сравнительные размеры;
наличие в отрасли вертикальной интеграции;
легкость или сложность входа в отрасль и выхода из нее;
темпы технического прогресса в отрасли;
степень дифференциации продукции конкурентов (сильно дифференцирована, слабо дифференцирована или практически идентична);
наличие фактора экономии на масштабах;
является ли достигнутый уровень производительности критическим для снижения издержек;
уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве;
трудность доступа к производственному опыту и секретам производства;
ориентация покупателей на известные торговые марки и их приверженность известной им продукции;
большая потребность в капитале, не связанная с экономией на масштабах;
специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм, априорно обеспечивающие им возможности более низких издержек;
доступ к каналам распределения;
государственная политика регулирования в отношении данной отрасли;
международные торговые ограничения;
правила конкурентной борьбы;
Движущие силы развития отрасли
Анализ должен показать, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет двигаться дальше. Этот анализ включает в себя:
общеэкономические тенденции;
изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;
появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;
изменения в технологии, новые возможности производить более высококачественную или более дешевую продукцию;
маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;
появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фирмы из отрасли;
распространение технологических знаний и секретов производства;
растущий масштаб отраслевого рынка;
государственное регулирование отрасли;
изменения в издержках производства, например под влиянием изменения цен на сырье;
демографические изменения;
изменения социального характера или изменения стиля жизни;
сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль.
Оценка перспектив развития отрасли
Потенциал роста отрасли;
Имеют ли преобладающие движущие силы отрасли благоприятный или неблагоприятный характер для всей отрасли и отдельных стратегических групп?
Возможность входа или выхода крупных фирм и вытекающие отсюда последствия;
Стабильность спроса на продукцию отрасли и факторы, обусловливающие его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей);
Каковы тенденции изменения сил конкуренции?
Серьезность и сложность проблем, с которыми сталкивается отрасль в целом;
Степень неопределенности будущего отрасли и связанная с этим оценка риска инвестиций;
Превосходит ли прогнозный уровень средней рентабельности в отрасли аналогичный показатель по народному хозяйству или нет;